Программы и стратегии

Программа Правительства Кыргызской Республики  «Жаны доорго – кырк кадам»

Стратегия ГАМСУМО на 2017-2022 годы

Введение

Данная стратегия излагает миссию, видение, ключевые цели, приоритетную деятельность ГАМСУМО на пятилетний период. Разработка стратегии является важным шагом в позиционировании ГАМСУМО по отношению к государственным органам и органам местного самоуправления, а также партнерам по развитию, и нацелена на:

  • обозначение стратегических целей Агентства на 2017-2022 гг., разработанных в результате инклюзивного процесса анализа контекста и деятельности Агентства за период с 2013 по 2017гг.;
  • обзор возможных путей и средств достижения стратегических целей
  • разработку конкретных мер по выстраиванию устойчивого сотрудничества ГАМСУМО с ключевыми субъектами политики внутри системы государственного управления и с партнерами по развитию внутри и вне Кыргызской Республики.

 

Стратегия настолько эффективна, насколько она будет реализована, в этой связи данную стратегию сопровождает план реализации стратегии, включающий меры и шаги, предусмотренные на период ее реализации на ежегодной основе.

 

Данный стратегический документ является результатом внутренней работы руководства и сотрудников Агентства, анализа и ревизии своей предыдущей деятельности, планирования и приоритетизации целей, задач и функций на будущее с учетом основных контекстуальных факторов.

О ГАМСУМО

 

Государственное агентство по делам местного самоуправления и межэтнических отношений при Правительстве КР было создано 5 марта 2013 года Постановлением Правительства КР.[1] ГАМСУМО является государственным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере местного самоуправления и межэтнических отношений. После трагических событий в июне 2010 года руководством страны было принято решение о необходимости образования государственной структуры, которая несет политическую и административную ответственность за развитие ОМСУ и укрепление единства народа.  Именно в данной взаимосвязи ГАМСУМО видит свою уникальность и ценность.

Обращение директора Государственного Агентства по делам местного самоуправления и межэтнических отношений при Правительстве Кыргызской Республики Дж. Эгамбердиевой

В Кыргызстане местное самоуправление является одним из институтов, составляющих основы конституционного строя нашего государства, который придает черты устойчивого характера местному самоуправлению в обществе.

Роль местного самоуправления в государственной, политико-правовой жизни кыргызского общества, в становлении институтов демократического правового государства трудно переоценить.

Местное самоуправление в современном Кыргызстане охватывает все стороны организации местной жизни, дает возможность децентрализовать многие функции государственной власти, перенести принятие решений по всем вопросам местной жизни в территориальные сообщества, стимулируя тем самым активность граждан. 

Развитие местного самоуправления является одним из главных приоритетов государства и призвано обеспечить повышение благосостояния населения, создать условия для привлечения граждан к реализации государственной политики во всех сферах общественной жизни. Этот уровень власти связан с самыми чувствительными вопросами обеспечения качества жизни граждан: организацией работы ЖКХ, благоустройства городов и сел, развития социальной инфраструктуры.

Кыргызстан является полиэтническим государством, в котором проживают представители более ста различных этносов. На сегодня в стране создана система управления межэтническими отношениями на центральном и местном уровнях. Для успешного и устойчивого развития Кыргызской Республики важным условием является формирование общегражданской идентичности и укрепление единства народа путем консолидации всех этнических сообществ, при сохранении культурного наследия и воспитания толерантности.

 

Список сокращений

 

ГАМСУМО

Государственное агентство по делам местного самоуправления и межэтнических отношений при Правительстве КР

ОМСУ

Органы местного самоуправления

КР

Кыргызская Республика

АНК

Ассамблея Народов Кыргызстана

СМИ

Средства массовой информации

АТР

Административно-территориальная реформа

НПА

Нормативно-правовые акты

ИГИЛ

Исламское государство

ЕАЭС

Евразийский экономический союз

 

Видение

Развитый Кыргызстан опирающийся на сильные ОМСУ и единство народа.

 

Миссия

Создание правовых и институциональных условий для развития ОМСУ, местных сообществ, укрепления межэтнического согласия и общегражданской идентичности в Кыргызской Республике.

 

Принципы и ценности деятельности

  1. Открытость в решении вопросов. ГАМСУМО открыто к партнерству, к новым знаниям и возможностям. Также в своей деятельности Агентство открыто и подотчетно своим бенефициарам: органы местного самоуправления и этнические группы КР.
  2. Опора на профессиональные кадры, преемственность опыта и знаний. ГАМСУМО придает большое значение и внимание кадрам, их квалификации и профессионализму. Также Агентство считает важным проводить кадровую политику, которая позволяет сохранять и передавать опыт и знания более старшего поколения молодым кадрам.
  3. Опора на сотрудничество и взаимовыгодное партнерство. ГАМСУМО уверено в том, что многие вопросы современного мира можно и нужно решать только общими усилиями, соединяя опыт, знания и ресурсы разных заинтересованных сторон.
  4. Учет и адаптивность к нуждам местного населения и ОМСУ. Кыргызстану характерно разнообразие, как в географическом плане, так и в плане структуры и содержания самого социума. ГАМСУМО считает важным учитывать в своей работе, как общее, так и частное в деятельности и природе ОМСУ. Умение адаптироваться под нужды местного населения и вызовы определенной территории является важным принципом в деятельности  Агентства.

 

Достижения и факторы успеха

С марта 2013 по март 2017 гг. команда ГАМСУМО добилась определенных результатов, ключевыми из которых является следующее:

 

  • Агентство добилось признания и принятия со стороны общества и общественных институтов, что подтверждается улучшением позиций ГАМСУМО согласно данным Национального Статистического Комитета КР на основе опроса населения по Индексу доверия населения (ИДН) к государственным органам КР. ИДН ГАМСУМО на IV квартал 2014 года равнялась 10,2; ИДН на II полугодие 2015 года – 35,4; ИДН на II полугодие 2016 года – 38,7.[2]

Наличие в системе ГАМСУМО механизмов сотрудничества с институтами гражданского общества и их институциональной и материальной поддержки. К примеру, посредством предоставления малых грантов общественным организациям за 2014 год было реализовано 16 проектов на сумму 5 580 165 сом, за 2015 год было реализовано 24 проектов на сумму 6 248 605 сомов. Эти проекты были нацелены на поддержку СМИ в целях освещения поликультурного разнообразия и ценностей общегражданской идентичности народа Кыргызстана через газеты Новые Лица, Кыргыз-Туусу, Аалам – Олам, а также на сохранение культурно-лингвистического разнообразия и создание инфраструктурных условий в полиэтнических сообществах страны. Например, оборудование детских спортивных площадок в Сузакском районе Джалал-Абадской области (полиэтническое сообщество), ОФ «Феномен» подготовлены и изданы четыре учебных пособия по изучению кыргызского языка рельефно-точечным шрифтом Брайля для людей с ограниченными возможностями здоровья по зрению. Указанное пособие предназначено для незрячих и слабовидящих кыргызстанцев, желающих изучить кыргызский язык.  ОФ «Таалим-Форум» подготовлена и издана книга Наралиевой Миргуль «Ынтымак ыры» (Песня дружбы) для использования в дошкольных учреждениях и начальных классах в целях укрепления межэтнических отношений среди детей. Указанная книга распространена в дошкольных учреждениях и начальных классах школ в полиэтнических районах республики.

  • В целом отмечается высокая заинтересованность общественных институтов в сотрудничестве с ГАМСУМО (АНК, диаспоры, СМИ).
  • Оптимизирована деятельность ОМСУ в части предоставления муниципальных услуг местному населению, что стало возможным благодаря регулярным, своевременным семинарам и тренингам проводимых сотрудниками  ГАМСУМО для глав и специалистов ОМСУ. К примеру, введение в действие принципа единого окна на уровне ОМСУ позволяет местному населению получать услуги в ускоренном, удобном и открытом формате, сокращая затраты времени, коррупционные риски при получении муниципальных услуг.
  • Завершена концептуальная часть работы административно-территориальной реформы, разработана концепция АТР. В целях упорядочения административно-территориальных единиц проводится работа по приданию  статуса села населенным пунктам: 2015-2016 годы 16-ти населенным пунктам придан статус села, подготовлены документы еще по 10 населенным пунктам,  определены направления развития ОМСУ до 2017г.;
  • Разработаны основные НПА для ОМСУ, ведется регулярная работа по представлению интересов и защите основ местного самоуправления в системе и в процессе государственного управления;
  • Разработаны и внесены дополнения в НПА для местных государственных администраций КР по усилению ответственности глав местных государственных администраций по недопущению межэтнических конфликтов на вверенных им территориях;[3]
  • Повысилось общественное понимание необходимых условий для мира и согласия в стране в результате информационно-образовательной деятельности Агентства. За период работы ГАМСУМО количество межэтнических инцидентов сократилось в 5 раз согласно данным Мониторингового Центра при ГАМСУМО. [4]
  • Усилилась управляемость межэтническими отношениями, в частности создана система раннего предупреждения и предотвращения межэтнических конфликтов в полиэтнических сообществах посредством деятельности 20 межэтнических советов и секретарей общественных приемных при местных госадминистрациях и мэриях городов, повысился аналитический потенциал Мониторингового центра межэтнических отношений, создана интерактивная карта наиболее потенциальных конфликтных точек.
  • Установились доверительные и устойчивые взаимоотношения с партнерами по развитию такими как Система ООН в Кыргызской Республике, Фонд миростроительства ООН, Институт политики развития поддержанной швейцарскими программами, Всемирный Банк, Корейское агенство по развитию, Фонд Ханса Зайделя, Сеть развития Фонда Ага-хан, ЮСАИД.
  • Постепенный рост динамики международного сотрудничества. Обмен опытом с соответствующими государственными структурами стран СНГ, Прибалтики, тюркоязычных стран, Китая и др.  

 

Данные результаты стали возможны благодаря наличию следующих условий:

  • руководство Агентства со стратегическим и концептуальным видением миссии, роли и места ГАМСУМО в системе государственного управления, в выстраивании взаимоотношений с ОМСУ и местными сообществами;
  • профессиональные, компетентные сотрудники, приверженные миссии организации;
  • ресурсная поддержка из государственного бюджета;
  • материальная и техническая поддержка партнеров по развитию;
  • понимание и поддержка деятельности ГАМСУМО со стороны общества.

 

В дальнейшей своей деятельности ГАМСУМО намерено работать на усиление эффекта указанных выше достижений, обеспечивать их устойчивость. Также ГАМСУМО как относительно молодой государственный орган намерено развивать новые партнерства, внедрять инновационные методы и форматы работы с государственными и общественными институтами, международными и частными организациями внутри и вне пределов Кыргызской Республики, по возможности применять методы адаптивного управления.

 

Часть 1: Анализ контекста

 

Вопросы в мандате деятельности ГАМСУМО находятся под влиянием разно-уровневых политических, социальных, экономических и культурных факторов, которые формируют динамично меняющийся контекст деятельности Агентства. В процессе обозначения стратегических целей, задач и деятельности ГАМСУМО на период 2017-2022гг. следует принимать во внимание возможное влияние и разную степень влияния этих факторов и заинтересованных сторон.

Региональный\международный уровни: события на Ближнем Востоке, ослабевание ИГИЛ и возвращение граждан КР из зоны боевых действий в Сирии и Ираке, усиление проявления экстремизма на религиозной почве и деятельности экстремистских и террористических групп в странах Центральной Азии, доминирующая представленность этнических меньшинств юга страны в рядах боевиков и экстремистских\террористических групп,[5] интенсивные миграционные процессы внутри и из стран региона, приход нового руководства в соседней стране, Республике Узбекистан, подающего надежды на разрешение многих вопросов взаимного характера (водные ресурсы, границы, торговля и др.), членство Кыргызстана в ЕАЭС и открывающиеся возможности для ре-индустриализации страны, для решения вопросов безработицы в регионах составляют только некоторый ряд важных негативных и положительных факторов, которые могут и будут влиять на деятельность Агентства и поставленные задачи.

 

Национальный уровень: В конце 2017 года ожидаются выборы Президента КР, будут приняты новые концептуальные и стратегические документы, включая долгосрочную Стратегию развития КР до 2040 года, обновленную версию Концепции укрепления единства народа и межэтнических отношений, Национальную программу борьбы с насильственным экстремизмом, Программу развития регионов КР и развития ОМСУ. Данная стратегия призвана информировать процесс разработки вышеуказанных документов по части развития ОМСУ и межэтнических отношений. В свою очередь, ежегодные планы реализации стратегии ГАМСУМО будут учитывать приоритеты и акценты, расставленные в основных стратегиях и программах страны.  Важными будут процессы, происходящие в Жогорку Кенеше КР, устойчивость и эффективность деятельности Правительства КР.

 

Местный уровень: деятельность политических партий на местах, разобщенность общественных организаций при органах МСУ, внутренние вопросы политического противостояния между представительными и исполнительными органами местного самоуправления, наличие коррупционных схем в использовании местных активов и ресурсов, нерешенные вопросы кайрылманов[6], необходимость учитывать географические и социальные особенности определенных территорий (отдаленность, поли\моноэтничность), инциденты на межэтнической почве, слабость местных бюджетов и в целом слабый потенциал ОМСУ и муниципальных служащих, неразвитость местной инфраструктуры нужно воспринимать и учитывать как факторы местного характера, составляющие в той или иной степени объект деятельности ГАМСУМО.

 

Взаимодействие этих и других факторов определяют контуры и содержание четырех сфер, которые непосредственно относятся к деятельности ГАМСУМО: 1) сфера ОМСУ, 2) сфера межэтнических отношений, 3) сфера сквозных вопросов по линии ОМСУ-Межэтнические отношения, и 4) сфера государственного управления и роль\место ГАМСУМО в данной системе.

 

Несмотря на определенные успехи в формировании условий для развития ОМСУ и укрепления единства народа, остается нерешенным ряд вопросов в указанных четырех сферах, которые являются важными для последующей деятельности ГАМСУМО и партнеров Агентства.

 

Вызовы в сфере развития ОМСУ

 

  1. Ключевой вызов в сфере развития ОМСУ – это придание устойчивости деятельности созданных институтов и механизмов в деятельности ОМСУ. В частности, необходимо доработать нормативно-правовую базу, продумать и внедрить механизмы связки (синергии) работы деятельности ОМСУ и территориальных ведомственных структур в реализации государственной политики на местах;
  2. Вопрос дотационности большинства сел КР все еще остается актуальным, по итогам 2016 года - 84% Айыл окмоту дотационны и зависимы от республиканского бюджета;[7]
  3. Программа по развитию МСУ должна быть обновлена на основе исследования и анализа текущих нужд, внутренних и внешних проблем ОМСУ с различением схожих и специфических (от региона к региону) вопросов стоящих перед ОМСУ; также следует предусмотреть финансовые средства на реализацию программы и обозначить ряд ключевых субъектов-исполнителей;
  4. Недостаточно проработаны механизмы оценки деятельности ОМСУ, не разработана соответствующая система преференций и поощрений согласно эффективности деятельности; в целом отмечается слабость механизмов реализации кадровой политики на уровне ОМСУ, недостаточное соблюдение процедур отбора и принципов прохождения муниципальной службы.
  5. Низкий потенциал представительных и исполнительных органов МСУ.

 

 

Вызовы в сфере укрепления единства народа (межэтнические  отношения)

 

Этническая принадлежность является неотъемлемым сегментом идентичности человека. Кыргызстан, будучи приверженным принципам и основам демократии и правового государства, исходит из позиции, что полиэтничность является ценностью и ресурсом для развития общества и государства при создании соответствующих условий со стороны системы государственного управления в партнерстве с общественными институтами.

 

На сегодня можно обозначить следующие вопросы, которые все еще могут выступать как конфликтные риски в сфере межэтнических отношений:

  1. Некоторая закрытость сообществ этнических меньшинств, не позволяющая эффективно реализовывать государственную национальную политику;
  2. Недостаточный уровень профессионализма СМИ в освещении вопросов с межэтническим характером;
  3. Недостаточная представленность представителей этнических меньшинств в системе государственного управления;
  4. Недостаточное знание государственного языка представителями этнических групп;
  5.  В целом неразвитость гражданской идентичности в КР, в том числе как среди этнического большинства (разделение кыргызов на роды, землячество), так и среди этнических меньшинств (доминирование этнической идентичности);
  6. слабый уровень образования, грамотности, узость кругозора в особенности среди некоторых этнических групп;
  7. наличие структурной и горизонтальной дискриминации по отношению к меньшинствам, что зиждется на проблеме системной коррупции, функционирования патронажных сетей в распределении материальных ресурсов и ресурса политической\административной власти.

 

Вызовы по взаимосвязи ОМСУ и межэтнических отношений

 

Согласно изменениям в соответствующих законах предусмотрена ответственность местных государственных администраций за осуществление мероприятий по предупреждению и предотвращению межэтнических конфликтов на соответствующей территории[8] и возможность делегирования государственных полномочий ОМСУ по части осуществления мероприятий по укреплению межэтнических отношений, а также по предупреждению и предотвращению межэтнических конфликтов.[9] В результате на уровне местных государственных администраций и мэрий городов в 20 полиэтнических сообществах созданы межэтнические советы и функционируют общественные приемные. Однако выполнение государственных функций по части управления и укрепления межэтнических отношений органам местного самоуправления от имени ГАМСУМО как уполномоченного органа государственной власти не произошло, что объясняется в большей степени действием фактора неустойчивости материальных и финансовых ресурсов ГАМСУМО для выполнения данных полномочий ОМСУ. Данный вызов является основным для деятельности ГАМСУМО как единой организации, с синергией в процессе реализации своих задач.

 

С усилением тенденций по радикализации взглядов населения, роста экстремизма на религиозной почве, чрезмерно важным является вопрос о роли ОМСУ в адресации данных явлений на местном уровне. Тем более, что исследования по данной тематике, проведенные за последние два года показывают высокую корреляцию между экстремизмом и участием этнических меньшинств в деятельности экстремистских и террористических организаций.

 

Вызовы в сфере государственного управления и роли ГАМСУМО

  1. Системным вызовом, который по своей природе масштабнее мандата и возможностей ГАМСУМО является вопрос наличия противоречий между отраслевым законодательством КР и НПА, регулирующими деятельность ОМСУ; в целом стоит масштабная задача перед системой государственного управления в КР – создание взаимосвязанной работы двух систем управления (системы государственного администрирования и системы местного самоуправления), работающих в одном направлении и ради единых целей посредством эффективного выполнения своих функций;
  2. Необходимость фактической реализации административно-территориальной реформы, укрупнение административно-территориальных единиц;
  3. Слабый исследовательский и аналитический потенциал государственных органов, невозможность опираться на факты и доказательства в осуществлении государственной политики;
  4. Недостаточность финансирования для реализации программной деятельности ГАМСУМО;
  5.  Недостаточная институционализация ГАМСУМО в части представленности в регионах - отсутствие региональных территориальных подразделений ГАМСУМО;
  6. Недостаточное понимание и принятие мандата ГАМСУМО, актуальности целей и задач ГАМСУМО в самой системе государственного управления.

 

Часть 2: Цели

На основе анализа контекста и вызовов, ГАМСУМО ставит перед собой следующие стратегические цели на ближайшие пять лет.

 

В сфере развития МСУ, ключевые цели Агентства, такие как повышение потенциала представительных и исполнительных ОМСУ, улучшение качества и доступности муниципальных услуг,  будут достигнуты, если реализованы мероприятия государственной политики в рамках АТР, сократится количество дотационных ОМСУ, реализована система оценки деятельности ОМСУ с соответствующим набором положительных и негативных последствий для ОМСУ, установлена взаимосвязь Агентства с ОМСУ по выявлению их нужд, потребностей и возможностей, повышен уровень знаний и навыков, разграничены функции и полномочиями между государственными органами и органами самоуправления и население информировано о сферах и стандартах их ответственности, разработана и введена в действие система мониторинга и оценки удовлетворённости граждан предоставляемыми услугами, разработаны и введены в действие механизмы сотрудничества между ОМСУ, сократилось количество спорных ситуаций между ОМСУ и органами государственного управления, между представительными и исполнительными ОМСУ, внедрена система мониторинга и оценки взаимоотношений между государственными органами и ОМСУ, а также их совместной деятельности, сократилось количество жалоб и обращений членов местных сообществ о неправомерных действиях ОМСУ, местных государственных администраций и территориальных подразделений государственных органов.

 

В сфере межэтнических отношений с целью укрепления  единства народа с сохранением этнического многообразия и формирования общегражданской идентичности, деятельность Агентства будет успешной, если сократится количество межэтнических конфликтов, повысится уровень представленности этнических групп на государственной и муниципальной службе, повысится уровень знания государственного языка среди этнических групп, повысится уровень доверия этнических групп к государственным органам и ОМСУ, в особенности к правоохранительным органам КР, сократится количество информационных материалов СМИ, разжигающих межэтническую и религиозную рознь, повышен потенциал государственных органов и ОМСУ по мониторингу и профилактике экстремизма на религиозной почве.

 

Для большей синергии в работе Агентства, видится важным обозначить цель, которая требует слаженной и скоординированной работы всей команды Агентства - повышение профессионального и институционального потенциала ОМСУ в решении вопросов укрепления единства народа и де-радикализации на религиозной почве. Данная цель будет успешно достигнута, если повышена эффективность внутренней координации, разработаны методические и другие обучающие материалы для ОМСУ по вопросам управления межэтническими отношениями, противодействия и предотвращения радикализации взглядов и практик местного населения, разработаны и введены в действие механизмы мониторинга межэтнической и религиозной ситуации на местах, укреплена материально-техническая база ОМСУ, улучшилась совместная работа с правоохранительными органами и институтами гражданского общества, СМИ, международными организациями  по повышению потенциала ОМСУ в этих вопросах.

 

В сфере государственного управления деятельность ГАМСУМО будет успешной, если будут сняты противоречия между отраслевым законодательством и законодательством в сфере местного самоуправления, объединены усилия государственных органов и ОМСУ по решению вопросов на местах, повышен исследовательский и аналитический потенциал сотрудников Агентства, устойчиво финансирование из государственного бюджета программной деятельности с повышением возможностей агентства для работы в регионах страны, улучшена координация государственных органов в решении вопросов, входящих в полномочия ГАМСУМО и повысился институциональный потенциал Агентства в защите прав граждан на осуществление местного самоуправления и обеспечения охраняемых законом интересов местного самоуправления.

 

 

Мониторинг и оценка

ГАМСУМО понимает важность системы мониторинга и оценки. Планируется разработать набор ключевых индикаторов для отслеживания процесса реализации и достижения стратегических целей. Будут разработаны отдельные механизмы мониторинга и оценки ежегодных планов реализации данной Стратегии, привлечен отдельный специалист по вопросам мониторинга и оценки для оказания поддержки агентству и его партнерам в разработке и внедрении таких механизмов мониторинга и оценки. 

 

Часть 3: Реализация стратегии

Кадры и кадровая политика

Для реализации данной Стратегии, ГАМСУМО планирует внутреннюю ре-организацию с целью создания Отдела по международному сотрудничеству, который будет ответственен за выстраивание отношений с партнерами по развитию, привлечению технической помощи, отчетность и устойчивую обратную связь с внешними партнерами, налаживание новых международных контактов (три специалиста: начальник отдела с ключевой функцией налаживания новых партнёрств, специалист по фандрайзингу для привлечения дополнительных финансовых средств для деятельности ГАМСУМО и специалист по мониторингу и оценке).

 

Знания и навыки

ГАМСУМО считает важным усилить аналитический и коммуникационный потенциал своих сотрудников для качественного обучения муниципальных служащих, членов межэтнических советов и секретарей общественных приемных в реализации их основных функций. К примеру, для продуктивной работы системы раннего предупреждения и предотвращения межэтнических конфликтов, ответственные сотрудники Агентства усилят свои знания по методам анализа первичной информации от секретарей общественных приемных, опираясь на другие источники данных и перепроверяя полученные данные, усилят свои навыки по написанию аналитических документов (отчеты и записки) для своего руководства и соответствующих лиц, принимающих решения в стране. 

 

Чрезмерно важно обучить муниципальных служащих навыкам и знаниям для предупреждения инцидентов и мониторинга риска факторов, влияющих на межэтнические отношения, и для мониторинга и оценки своей деятельности по предоставлению муниципальных услуг. 

 

Инфраструктура

ГАМСУМО нацелено на создание сети территориальных подразделений в регионах страны для более эффективной работы на местах. Для реализации данной задачи, планируется провести внутреннюю работу на центральном уровне системы государственного управления для получения политической поддержки расширения ГАМСУМО, для изыскания средств из государственного бюджета. Планируется за счет поддержки партнеров по развитию, усилить материально-техническую базу ОМСУ для более быстрой и эффективной коммуникации с центральным офисом Агентства.

 

Финансовые ресурсы

Для достижения обозначенных стратегических целей, финансирование будет обеспечено из государственного бюджета, а также из средств партнеров по развитию, заинтересованных в реализации данных целей и задач.

 


[1][1] Постановление Правительства Кыргызской Республики от 5 марта 2013 года №109 «О функциональных и структурных изменениях в системе государственных органов исполнительной власти Кыргызской Республики».

[2] Более подробнее, см. www.stat.kg

[3] Закон КР «О местной государственной администрации» от 14 июля 2011 г. №96. Статья 9, пункт 7-1, статья 15, пункт 32

[4] Данные подтверждаются МВД КР

[5] По данным правоохранительных органов КР на начало 2017 года. 

[6] Кайрылманы – этнические кыргызы вернувшиеся на историческую родину из соседних государств.

[7] На начало 2017 года по данным Министерства Финансов КР

[8] Закон КР о Местной государственной администрации от 14 июля 2011 года №96,  ст. 9, пункт 7-1.

[9] Закон КР об ОМСУ от 15 июля 2011 года №101, ст.20, пункт 17-1. 

Strategy of State Agency for Local Self-governance and Inter-ethnic Relations for 2017-2022 years

Introduction  

 

This strategy outlines the mission, vision, key objectives, and priority activities of the GAMSUMO for a five-year period. Development of the strategy is an important step in positioning the GAMSUMO in relation to state and local government bodies, as well as development partners, and is aimed at:

  • identification of the strategic objectives of the Agency for 2017-2022, developed as a result of an inclusive process of context analysis and Agency activities for the period from 2013 to 2017;
  • review of possible ways and means to achieve strategic objectives
  • development of specific measures to build sustainable cooperation of the GAMSUMO with key policy actors within the public administration system and with development partners inside and outside the Kyrgyz Republic.

 

The strategy is as effective as it will be implemented, in this regard, this strategy is accompanied by a plan for implementing the strategy, including the measures and steps envisaged for the period of its implementation on an annual basis.

 

This strategic document is the result of the internal work of administration and staff of the Agency, analysis and audit of its previous activities, planning and prioritization of goals, tasks and functions for the future, taking into account the main contextual factors.

ABOUT GAMSUMO

 

The State Agency for Local Self-governance and Inter-ethnic Relations under the Government of the Kyrgyz Republic was established on 5 March 2013 by the Decree of the Government of the Kyrgyz Republic.[1] GAMSUMO is a state executive body that implements the state policy in the field of local self-government and interethnic relations. After the tragic events in June 2010, the country's leadership made a decision on the need for the formation of a state structure that bears political and administrative responsibility for the development of local authorities and strengthening of the unity of people. It is in this relationship GAMSUMO sees its uniqueness and value.

 

Подпись:  

Address of the Director of the State Agency for Local Self-governance and Inter-ethnic Relations under the Government of the Kyrgyz Republic Dzh. Egamberdieva

In Kyrgyzstan, local self-government is one of the institutions that constitute the basis of constitutional system of our state, which gives the features of a sustainable nature to local self-government in society.
The role of local government in the state, political and legal life of the Kyrgyz society, in establishment of the institutions of a democratic rule-of-law state can not be overestimated.
Local self-government in modern Kyrgyzstan covers all aspects of organization of local life, enables decentralization of many functions of state power, postpone decision-making on all issues of local life to territorial communities, thus stimulating citizens' activity.
Development of local self-government is one of the main priorities of the state and is intended to ensure the improvement of the well-being of population, create conditions for involving citizens in implementation of state policy in all spheres of public life. This level of authority is associated with the most sensitive issues of ensuring the quality of life of citizens: organization of work of housing and communal services, improvement of cities and villages, development of social infrastructure.
Kyrgyzstan is a multi-ethnic state in which representatives of more than 100 different ethnic groups live. Today, the country has established a system for managing interethnic relations at the central and local levels. For the successful and sustainable development of the Kyrgyz Republic, an important condition is the formation of a common identity and strengthening of unity of people through consolidation of all ethnic communities, while preserving the cultural heritage and tolerance education.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

List of Abbreviations

 

GAMSUMO

State Agency for Local Self-governance and Inter-ethnic Relations under the Government of the Kyrgyz Republic

SGB

Self-government bodies

KR

Kyrgyz Republic

APK

Assembly of the Peoples of Kyrgyzstan

MM

Mass Media

ATR

Administrative-territorial reform

RLA

Regulatory Legal Acts

ISIS

Islamic state

EEU

Eurasian Economic Union

 

Vision

Developed Kyrgyzstan based on strong local self-government bodies and unity of people.

 

Mission

Creation of legal and institutional conditions for the development of SGB, local communities, strengthening interethnic harmony and general civil identity in the Kyrgyz Republic.

 

Principles and values of activity

  1. Openness in solving issues. GAMSUMO is open to partnership, to new knowledge and opportunities. Also in its activities the Agency is open and accountable to its beneficiaries: local self-government bodies and ethnic groups of the Kyrgyz Republic.
  2. Reliance on professional staff, continuity of experience and knowledge. GAMSUMO attaches great importance and attention to the staff, their qualifications and professionalism. The Agency also considers it important to pursue a personnel policy that allows saving and transferring the experience and knowledge of the older generation to young cadres.
  3. Reliance on cooperation and mutually beneficial partnership. GAMSUMO is confident that many issues of the modern world can and should be solved only through joint efforts, combining the experience, knowledge and resources of different stakeholders.
  4. Accounting and adaptability to the needs of local population and local self-government bodies. Kyrgyzstan is characterized by diversity, both geographically and in terms of structure and content of the society itself. GAMSUMO considers it important to take into account both general and private in the activities and nature of the SGB in its work. The ability to adapt to the needs of the local population and challenges of a particular territory is an important principle in the Agency's activities.

 

Achievements and success factors

From March 2013 to March 2017 the GAMSUMO team achieved certain results, the key ones being the following are:

 

  • The Agency has achieved recognition and acceptance on the part of the society and public institutions, which is confirmed by the improvement of position of GAMSUMO according to the data of the National Statistical Committee of the Kyrgyz Republic on the basis of a survey of the population on the Public Confidence Index (PCI) to the state bodies of the Kyrgyz Republic. GAMSUMO PCI for the fourth quarter of 2014 was 10.2; PCI for the second half of 2015 - 35.4; PCI for the second half of 2016 - 38.7.[2]

The presence in the GAMSUMO system of mechanisms of cooperation with the institutions of civil society and their institutional and material support. For example, through the provision of small grants to public organizations for 2014, 16 projects were implemented for the amount of 5 580 165 KG soms, 24 projects were implemented for 2015 for the amount of 6 248 605 KG soms. These projects were aimed at supporting the mass media in order to highlight the multicultural diversity and values ​​of the general civil identity of the people of Kyrgyzstan through the newspapers “Novye Litsa”, “Kyrgyz-Tuusu”, “Aalam-Olam”, as well as preserve cultural and linguistic diversity and create infrastructure conditions in the multiethnic communities of the country. For example, equipment of children's sports grounds in Suzak region of Dzhalal-Abad oblast (polyethnic community), "Fenomen" Public Foundation prepared and published four teaching aids for studying the Kyrgyz language in Braille for visually impaired people. This manual is intended for blind and visually impaired Kyrgyz citizens who want to learn the Kyrgyz language. "Taalim-Forum" Public Foundation prepared and published a book of Nalalieva Mirgul "Yntymak yry" (Song of Friendship) for use in preschool institutions and primary classes in order to strengthen interethnic relations among children. This book is distributed in preschool institutions and primary school classes in polyethnic regions of the republic.

  • In general, there is a high interest of public institutions in cooperation with the GAMSUMO (APK, diasporas, mass media).
  • The activity of local self-government bodies in the part of providing municipal services to the local population has been optimized, which was made possible through regular, timely seminars and trainings conducted by the employees of the GAMSUMO for heads and specialists of local self-governance bodies. For example, the introduction of the Single Window principle at the SGB level allows the local population to receive services in an accelerated, convenient and open format, reducing time and corruption risks in obtaining municipal services.
  • Conceptual part of work of the administrative-territorial reform has been completed, the concept of the ATR has been developed. With a view to streamline the administrative-territorial units, work is being carried out to give the status of the village to the settlements: 2015-2016 - 16 settlements have been given the status of village, and documents have been prepared for 10 more settlements, directions for development of SGB until 2017 were defined;
  • The main RLA for SGB have been developed, regular work is carried out to represent interests and protect the foundations of local self-government in the system and in the process of public administration;
  • Amendments to the RLA have been developed and introduced for local state administrations of the Kyrgyz Republic on strengthening the responsibility of the heads of local state administrations to prevent interethnic conflicts in the territories entrusted to them;[3]
  • Public understanding of necessary conditions for peace and harmony in the country has increased as a result of the Agency's information and educational activities. During the period of the work of the GAMSUMO, the number of interethnic incidents was reduced by 5 times, according to the Monitoring Center under the GAMSUMO. [4]
  • Controllability of interethnic relations was strengthened, in particular, a system of early warning and prevention of interethnic conflicts in polyethnic communities was created through the activities of 20 interethnic councils and secretaries of public reception offices under local state administrations and mayor's offices, the analytical potential of the Monitoring Center for Interethnic Relations was raised, an interactive map of the most potential conflict points was created.
  • Trusting and stable relationships with development partners such as the United Nations System in the Kyrgyz Republic, United Nations Peacebuilding Fund, Development Policy Institute supported by Swiss programs, World Bank, Korean Development Agency, Hans Seidel Foundation, Aga Khan Foundation Development Network, USAID, was established.
  • Gradual growth of the dynamics of international cooperation. Exchange of experience with the relevant state structures of the CIS countries, Baltic states, Turkic-speaking countries, China, etc.

 

These results are possible due to the following conditions:

  • management of the Agency with a strategic and conceptual vision of the mission, the role and place of the GAMSUMO in the public administration system, in building relationships with local self-governments and local communities;
  • professional, competent staff committed to the mission of the organization;
  • resource support from the state budget;
  • material and technical support of development partners;
  • understanding and support of GAMSUMO's activity on the part of the society.

 

In the future, the GAMSUMO intends to work to enhance the effect of the above achievements and to ensure their sustainability. Also, GAMSUMO, as a relatively young state body, intends to develop new partnerships, introduce innovative methods and formats for working with state and public institutions, international and private organizations inside and outside the Kyrgyz Republic, and, if possible, apply adaptive management methods.

 

Part 1: Context Analysis

 

The issues in the mandate of the GAMSUMO activity are influenced by different levels of political, social, economic and cultural factors that form the dynamically changing context of the Agency's activities. In the process of identifying the strategic goals, objectives and activities of the GAMSUMO for the period 2017-2022, the possible impact and varying degrees of influence of these factors and stakeholders should be taken into account.

Regional / international levels: developments in the Middle East, the weakening of the ISIS and return of Kyrgyz citizens from the war zone in Syria and Iraq, the intensification of extremism on religious grounds and activities of extremist and terrorist groups in Central Asian countries, the dominant representation of ethnic minorities in the south of the country in the ranks militants and extremist/terrorist groups,[5] intensive migration processes inside and out of the countries of the region, the arrival of new leadership in a neighboring country, the Republic of Uzbekistan, promising to resolve many issues of a mutual nature (water resources, borders, trade, etc.), the membership of Kyrgyzstan in the EEU and opening opportunities for re-industrialization of the country, to solve the problems of unemployment in the regions make up only a number of important negative and positive factors that can and will affect the Agency's activities and tasks.

 

National level: At the end of 2017 elections of the President of the Kyrgyz Republic are expected, new conceptual and strategic documents will be adopted, including the long-term Development Strategy of the Kyrgyz Republic until 2040, an updated version of the Concept of Strengthening the Unity of People and Ethnic Relations, National Program for Combating Violent Extremism, Program for Development of Regions of the Kyrgyz Republic and development of SGB. This strategy is designed to inform the process of developing the above documents on the development of local self-governance bodies and interethnic relations. In turn, the annual plans for implementation of the GAMSUMO strategy will take into account the priorities laid out in the country's main strategies and programs. The processes taking place in the Zhogorku Kenesh of the Kyrgyz Republic, sustainability and effectiveness of the Government of the Kyrgyz Republic will be important.

 

Local level: the activity of political parties in the localities, disunity of public organizations in local self-governance bodies, internal issues of political confrontation between representative and executive bodies of local self-government, presence of corruption schemes in the use of local assets and resources, unresolved issues of kairylmans, [6] need to take into account the geographical and social characteristics of certain territories (remoteness, poly/monoethnicity), incidents on interethnic grounds, weakness of local budgets and in general weak capacity of local self-government and municipal employees, underdevelopment of the local infrastructure must be perceived and taken into account as local factors, which are, to some extent, the object of the activity of the GAMSUMO.

 

Interaction of these and other factors determines the contours and content of the four spheres that directly relate to the activity of the GAMSUMO: 1) sphere of local self-government, 2) sphere of interethnic relations, 3) scope of cross-cutting issues through the SGB-Interethnic relations, and 4) sphere of public administration and role\place of GAMSUMO in this system.

 

Despite certain successes in forming the conditions for the development of SGB and strengthening the unity of the people, a number of issues in the four areas that are important for the follow-up activities of the GAMSUMO and Agency's partners remain unresolved.

 

Challenges in the development of SGB

 

  1. The key challenge in the sphere of development of SGB is to give stability to the activities of the established institutions and mechanisms in the activities of the local self-government bodies. In particular, it is necessary to complete the legal framework, to think over and implement mechanisms for the liaison (synergy) of the work of local self-government bodies and territorial departmental structures in implementation of state policy on site;
  2. The issue of subsidization of the majority of villages of the Kyrgyz Republic still remains relevant, according to the results of 2016 - 84% of the Village Council are subsidized and dependent on the republican budget;[7]
  3. The program on SGB development should be updated on the basis of research and analysis of the current needs, internal and external problems of SGB, distinguishing between similar and specific (from region to region) issues facing the local self-government bodies; also, financial resources should be provided for the implementation of the program and number of key implementing entities should be identified;
  4. The mechanisms for evaluating the activities of the local self-government bodies have not been sufficiently developed, the corresponding system of preferences and incentives has not been developed according to the effectiveness of the activity; in general, there is a weakness in the mechanisms for implementing personnel policy at the level of SGB, inadequate compliance with the selection procedures and principles for passage of municipal service.
  5. Low potential of representative and executive bodies of SGB.

 

 

Challenges in the field of strengthening the unity of the people (interethnic relations)

                                          

Ethnicity is an integral segment of a person's identity. Kyrgyzstan, being committed to the principles and foundations of democracy and the rule of law, proceeds from the position that multi-ethnicity is a value and a resource for the development of society and the state when appropriate conditions are created by the public administration system in partnership with public institutions.

 

Today, we can identify the following issues, which can still act as conflict risks in the sphere of interethnic relations:

  1. Some closeness of the ethnic minority communities, which does not allow to effectively implement the state national policy;
  2. Inadequate level of media professionalism in covering issues of interethnic character;
  3. Insufficient representation of representatives of ethnic minorities in the system of public administration;
  4. Insufficient knowledge of the state language by representatives of ethnic groups;
  5. In general, underdevelopment of civil identity in the Kyrgyz Republic, including both among the ethnic majority (division of Kyrgyz people into clans, country community), and among ethnic minorities (dominance of ethnic identity);
  6. Weak level of education, literacy, narrowness of the horizon especially among some ethnic groups;
  7. Existence of structural and horizontal discrimination against minorities, which is based on the problem of systemic corruption, functioning of patronage networks in the distribution of material resources and resource of political / administrative power.

 

Challenges on the relationship between SGB and interethnic relations

 

According to the changes in the relevant laws, the responsibility of local state administrations is provided for implementation of measures to prevent interethnic conflicts in the respective territory [8] and possibility of delegating state powers to the local self-government bodies in the implementation of measures to strengthen interethnic relations and to prevent interethnic conflicts.[9] As a result, at the level of local state administrations and mayor's offices, interethnic councils have been set up in 20 polyethnic communities and public reception rooms have been functioning. However, fulfillment of state functions related to the management and strengthening of interethnic relations to local self-government bodies on behalf of GAMSUMO as an authorized state authority did not take place, which is explained, to a large extent, by the instability factor of material and financial resources of GAMSUMO to fulfill these powers of local self-government bodies. This challenge is the main one for the activity of GAMSUMO as a single organization, with synergy in the process of realizing its tasks.

 

With the increasing tendencies of radicalization of views of the population, growth of extremism on religious grounds, the question of the role of local self-government bodies in addressing these phenomena at the local level is extremely important. Moreover, studies on this subject conducted over the past two years show a high correlation between extremism and participation of ethnic minorities in the activities of extremist and terrorist organizations.

 

Challenges in the sphere of public administration and role of GAMSUMO

  1. A systemic challenge, which by its nature is larger than the mandate and capabilities of the GAMSUMO is the issue of the existence of contradictions between the sectoral legislation of the Kyrgyz Republic and Regulatory legal acts governing the activities of the SGB; in general, there is a large-scale task before the system of public administration of the Kyrgyz Republic - creation of an interconnected work of two management systems (system of state administration and local government system) working in one direction and for the sake of common goals through the effective performance of their functions;
  2. The need for actual implementation of the administrative-territorial reform, consolidation of administrative-territorial units;
  3. Weak research and analytical capacity of state bodies, inability to rely on facts and evidences in the implementation of public policy;
  4. Insufficient funding for implementation of the program activities of GAMSUMO;
  5. Inadequate institutionalization of GAMSUMO regarding representation in the regions - absence of regional territorial subdivisions of GAMSUMO;
  6. Insufficient understanding and acceptance of the GAMSUMO mandate, relevance of the goals and objectives of the GAMSUMO in the system of public administration itself.

 

Part 2: Objectives

Based on the analysis of context and challenges, GAMSUMO sets itself the following strategic goals for the next five years.

 

In the field of LSG development, the Agency's key objectives, such as increasing the capacity of representative and executive local self-government bodies, improving the quality and accessibility of municipal services, will be achieved if state policy measures in the field of ATR are implemented, the number of subsidized LSGs is reduced, a system for evaluating the activities of the local self-government bodies with a corresponding set of positive and negative consequences for the local self-government is implemented, the Agency's relationship with local self-government bodies was established to identify their needs, demands and opportunities, and the level of knowledge and skills is increased, the functions and authorities between state bodies and self-governing bodies are delineated and the population is informed about the spheres and standards of their responsibility, a system for monitoring and assessing the satisfaction of citizens with the services provided is developed and put in place, mechanisms for cooperation between local self-government bodies are developed and put in place, a number of disputable situations between local self-government bodies and government bodies, between representative and executive local self-government bodies is reduced, a system for monitoring and evaluation of relations between the state agencies and local self-government bodies as well as their joint activities has been introduced, the number of complaints and appeals of members of local communities about illegal actions of local self-government bodies, local state administrations and territorial divisions of state bodies was reduced.

 

In the field of interethnic relations with the aim of strengthening the unity of the people with preservation of ethnic diversity and formation of a general civil identity, the Agency's activities will be successful if the number of interethnic conflicts decreases, the level of representation of ethnic groups in state and municipal service will increase, the level of knowledge of state language among ethnic groups will increase, the level of trust of ethnic groups in state bodies and LSGs, especially the law enforcement agencies of the Kyrgyz Republic, will increase, the number of information materials of mass media that incite interethnic and religious hatred is reduced, and the capacity of government bodies and LSBs to monitor and prevent extremism on religious grounds is increased.

 

For greater synergy in the work of the Agency, it seems important to identify an objective that requires coherent and coordinated work of the entire Agency's team - improving the professional and institutional capacity of SGB in solution of matters of strengthening the unity of the people and de-radicalization on religious grounds. This goal will be successfully achieved if the efficiency of internal coordination is increased, methodical and other educational materials for SGB on management of interethnic relations, combating and prevention of radicalization of attitudes and community practices are developed, mechanisms of monitoring of the ethnic and religious situation in the field is developed and put in place, material and technical base of SGB is strengthened, cooperation with law enforcement agencies and civil society institutions, mass media and international organizations to enhance the capacity of SGB in these matters is improved.

 

In the area of ​​public administration, the activities of GAMSUMO will be successful if the contradiction between sectoral legislation and legislation in the sphere of local self-government is removed, efforts of state bodies and SGB to address local issues is combined, research and analytical capacity of the Agency staff is increased, funding from the state budget of program activities to increase the agency's ability to work in the regions is stable, coordination of state bodies in solution of matters within the authority of GAMSUMO is improved and institutional capacity of the Agency in protection of rights of citizens to local government and to ensure the legally protected interests of local government is increased.

 

 

Monitoring and evaluation

GAMSUMO understands the importance of monitoring and evaluation system. It is planned to develop a set of key indicators to monitor the process of implementation and achievement of strategic goals. Separate mechanisms for monitoring and evaluating annual implementation plans for this Strategy will be developed, a separate monitoring and evaluation specialist will be involved to support the agency and its partners in developing and implementing such monitoring and evaluation mechanisms.

 

Part 3: Implementation of the strategy

Personnel and Personnel Policy

To implement this strategy, GAMSUMO plans the internal re-organization in order to create the Department of International Cooperation, which will be responsible for building relationships with development partners, attraction of technical assistance, reporting and robust feedback to external partners, establishment of new international contacts (three specialists: head of department with a key function of making new partnerships, fundraising specialist to attract additional funding for the activities of GAMSUMO, and monitoring and evaluation specialist).

 

Knowledge and skills

GAMSUMO considers it important to strengthen the analytical and communication potential of its employees for the quality training of municipal employees, members of interethnic councils and secretaries of public reception offices in the implementation of their core functions. For example, for the productive work of the system for early warning and prevention of interethnic conflicts, the responsible staff of the Agency will strengthen their knowledge of the methods of analyzing primary information from secretaries of public reception centers, relying on other data sources and rechecking the data obtained, will strengthen their skills in writing analytical documents (reports and notes) for their management and relevant decision-makers in the country.

 

It is extremely important to train municipal officials in skills and knowledge to prevent incidents and monitor the risk of factors affecting interethnic relations and to monitor and evaluate their activities in provision of municipal services.

 

Infrastructure 

GAMSUMO aims to create a network of territorial units in the regions of the country for more efficient work on sites. To implement this task, it is planned to conduct internal work at the central level of the public administration system to gain political support for the expansion of the GAMSUMO, for finding funds from the state budget. It is planned, using the support of development partners, to strengthen the material and technical base of SGB for faster and more effective communication with the Agency's central office.

 

Financial resources

To achieve the stated strategic goals, funding will be provided from the state budget, as well as from the funds of development partners interested in the implementation of these goals and objectives.

 


[1][1] Decree of the Government of the Kyrgyz Republic No.109 dated 5 March 2013 "On the functional and structural changes in the system of state executive bodies of the Kyrgyz Republic".

[2] For more details see www.stat.kg

[3] Law of the Kyrgyz Republic "On Local State Administration" No.96 dated 14 July 2011. Article 9, paragraph 7-1, article 15, paragraph 32

[4] The data is confirmed by the Ministry of Internal Affairs  of the Kyrgyz Republic

[5] According to law enforcement agencies of the Kyrgyz Republic at the beginning of 2017.

[6] Kairylman - ethnic Kyrgyz returned to their historical homeland from neighboring states.

[7] At the beginning of 2017 according to the Ministry of Finance of the Kyrgyz Republic  

[8] Law of the Kyrgyz Republic on Local Government Administration No.96 dated 14 July 2011, art. 9, paragraph 7-1.

[9] Law of the Kyrgyz Republic on SGB No.101 dated 15 July 2011, art.20, paragraph 17-1.