Экономическое развитие МСУ

МЕСТНЫЕ БЮДЖЕТЫ

Система межбюджетных отношений формируется в соответствии с Бюджетным Кодексом Кыргызской Республики, а также в соответствии с Концепцией развития межбюджетных отношений на период 2016-2019 годы.
При формировании проектов местных бюджетов на 2019 год в целях укрепления доходной базы местных бюджетов планируется  увеличение на 20% нормативов отчисления от подоходного налога уплачиваемого налоговым агентом (70%), по сравнению с уровнем утвержденного бюджета на 2018 год (50%). 
Проект местных бюджетов на 2019 год и прогноза на 2020-2021 годы определен исходя из требований нормативно-правовых актов Кыргызской Республики и двухуровневой бюджетной  системы. Общее количество местных бюджетов составляет 484 единиц. Из них: 2 города республиканского значения, 12 городов областного значения, 17 городов районного значения и 453 айыльных аймака.
Общий объем проекта местных бюджетов республики на 2019 год составляет 21 770,1 млн. сомов с увеличением на 1 679,5 млн. сомов или на 8,4 % от утвержденного бюджета 2018 года. Расходы составляют 3,6% от уровня ВВП на 2019 год. 

                                                    Объемы местных бюджетов                             млн. сомов
Всего 2017 год факт 2018 год утвержд 2019 год проект откл 2020 год прогноз 2021 год прогноз
Собственные доходы 14702,5 15933,6 18712,8 2879,2 20099,7 21361,9
Выравнивающие трансферты 1818,2 1850,0 2000,3 150,3 1967,3 1917,4
Целевые трансферты 3664,6 2407,0 1057,0 -1350,0 900,0 850,0
ВСЕГО: 20185,3 20090,6 21770,1 1679,5 22967,0 24129,3


При формировании проектов местных бюджетов на 2019 год нормативы отчислений от общегосударственных и других доходов установлены от:
- подоходного налога, уплачиваемого налоговым агентом  - 70  %;
- налога с продаж - 50  %;
- налога на основе добровольного патента, налога на основе обязательного патента, поступления на основе единого налога  - 100 %;
- налога за пользование недрами (роялти за исключением стратегических полезных ископаемых: золото, нефть, газ) - 50  %.
При формировании и исполнении местных бюджетов основными приоритетными статьями расходов для них остаются защищенные статьи, в том числе коммунальные услуги и приобретения угля.
Несмотря на перевод финансирования системы образования местных бюджетов на республиканский бюджет в ведение Министерства образования и науки Кыргызской Республики, за местными бюджетами законодательно сохраняется финансирование расходов по содержанию объектов муниципальной собственности системы образования.
Выравнивающие трансферы на 2019 год рассчитаны в сумме 2 000,3 млн. сомов.  Увеличение размеров выравнивающих трансфертов связано с повышением заработной платы работников муниципальных служб в рамках совершенствования системы оплаты труда и повышения эффективности деятельности государственных гражданских служащих и муниципальных служащих.
Кроме того, собственные доходы органов местного самоуправления и выравнивающие трансферты являются источниками финансирования расходов на коммунальные услуги. 
Одной из особенностей  формирования  выравнивающих трансфертов являются принятые расчеты значения «бюджетной обеспеченности» местного самоуправления, которые представляет собой объем доходов в расчете на одного жителя,  поступающий в бюджеты айыльных аймаков и городов исходя из уровня экономического развития соответствующей территории с учетом различий в структуре населения, социально-экономических, климатических, географических и иных объективных факторов и условий, влияющих на стоимость предоставления бюджетных услуг в расчете на одного жителя. 
В методике расчета распределения выравнивающих трансфертов для оценки доходного потенциала местных бюджетов используются данные на базе трех лет рассчитываемые по математической формуле.
В дальнейшем, основой для выравнивания «бюджетной обеспеченности» должен стать расчет доходного потенциала местных бюджетов, базирующийся на показателях развития местной экономики, что будет способствовать мотивации органов местного самоуправления к повышению сбора собственных доходов и потребует от них оптимизации расходов.
В республиканском бюджете на 2019 год Министерством финансов Кыргызской Республики планируется предусмотреть целевые трансферты в сумме 1 057,0 млн. сомов, включающие в себя расходы на: 
    50 % компенсацию расходов населения на э/энергию проживающих в высокогорных и отдалённых районах республики; 
    компенсацию теплоэнергии г. Ош;
    передачу государственных делегированных полномочий органам местного самоуправления;
    покрытие финансовых разрывов;
    конкурс «самый лучший айыл окмоту»;
    на поэтапную разработку генеральных планов территорий органов местного самоуправления;
    компенсацию выпадений доходов в местных бюджетах (которые будут выделяться на основании мониторинга и анализа утверждённых местных бюджетов и ежемесячных поступлений доходов в местные бюджеты). 
В целях стимулирования органов местного самоуправления в увеличении собственных доходов предусматриваются дополнительные средства по целевым трансфертам в сумме 100,0 млн. сомов, которые будут распределяться согласно установленного порядка Правительством Кыргызской Республики. Основным условием предоставления целевых трансфертов является перевыполнение по отдельным видам доходов (земельный налог за пользование сельскохозяйственными  угодьями, плата за аренду земель Фонда перераспределения земель  и плата за аренду земли в населенных пунктах). Стимулирование будет направлено исключительно айыл окмоту. 
Объем средств будет распределяться по предварительным расчетам в среднем на 30 лучщих айыл окмоту, отличившихся результатами доходов, перевыполненных по вышеперечисленным видам в суммарном выражении (более 130%). Данное мероприятие позволит значительно улучшить доходный потенциал органов местного самоуправления. 

Фонды развития регионов
В соответствии с Законом Кыргызской Республики «О неналоговых платежах» отчисления на развитие и содержание инфраструктуры местного значения вносятся в фонды развития областей, районов и в соответствующие местные бюджеты по месту нахождения месторождений полезных ископаемых в размере 2 % от выручки без учета косвенных налогов, полученных от реализации полезных ископаемых.
В соответствии с Типовым положением «О порядке формировании фондов развития регионов», фонды созданы для финансирования развития и содержания инфраструктуры местного значения, осуществление иных мероприятий целевого назначения в целях реализации программ социально-экономического развития регионов.
Расходы Фондов развития районов и областей по разделу 7049 «экономические вопросы, не отнесенные к другим категориям» на 2019 год предусмотрены в сумме  382,2 млн. сомов, с увеличением на 89,4 млн. сомов относительно утвержденного бюджета 2018 года, в том числе: Фондам развития областей -  98,5 млн. сомов с увеличением на 57,5 млн. сомов относительно утвержденного бюджета 2018 года и Фондам развития районов - 283,8 млн. сомов с увеличением на 31,9 млн. сомов относительно утвержденного бюджета 2018 года. 

Подоходный налог с физических лиц
Прогнозный показатель по подоходному налогу на 2019-2021 годы рассчитан согласно Налоговому кодексу Кыргызской Республики, динамики поступления за предшествующие годы, оценки поступления налога в 2018 году, а также на основании прогнозируемого показателя среднемесячной заработной платы и денежных доходов населения. 
 Исходя из этого, прогноз по подоходному налогу рассчитан на 2019 год в сумме 10 515,0 млн. сомов, или на уровне 1,7 % ВВП. На протяжении двух последующих лет сборы по подоходному налогу составят 11 528,0 млн. сомов и 12 377,0 млн. сомов, соответственно. Уровень роста налога за период 2019-2021 годы составит в среднем 6,5 % в год. 
Данный налог подлежит зачислению в следующей пропорции:
•    в 2019 году в республиканский бюджет – 30 %, в местные бюджеты – 70 %;
•    в 2020 году в республиканский бюджет – 15 %, в местные бюджеты – 85 %; 
•    в 2021 году в местные бюджеты – 100 %. 

Налог с продаж
Расчет поступления налога с продаж исходил из прогнозируемых экономических показателей, ожидаемой оценки налога в 2018 году, с учетом действующего законодательства Кыргызской Республики. С учетом этого, налог с продаж на 2019 год спрогнозирован в размере 4 772,3 млн. сомов, рост к утвержденному показателю 2018 года составит 4,5 %. В 2020-2021 гг. по прогнозным расчетам поступления составят  5 298,2 млн. сомов и 5 899,5 млн. сомов в год, со среднегодовым темпом роста 111,2 %. 
Данный налог подлежит зачислению в следующей пропорции:
•    в 2019 году в республиканский бюджет – 50 %, в местные бюджеты – 50 %;
•    в 2020 году в республиканский бюджет – 75 %, в местные бюджеты – 25 %; 
•    в 2021 году в республиканский  бюджет – 100 %. 

Налоги за пользование недрами 
В проекте бюджета прогноз поступления налогов за пользование недрами на 2019-2021 годы установлен согласно данным Государственного комитета промышленности, энергетики и недропользования Кыргызской Республики, и исходя из прогнозируемого объема добычи месторождений полезных ископаемых с применением установленных ставок налоговым законодательством, поступлений за предыдущие годы и оценки сбора налога в 2018 году.
На 2019-2021 годы планируется ежегодное поступление бонусов в размере 230 млн. сомов. Поступления от бонусов подлежат зачислению в республиканский бюджет в полном объеме.
Поступления роялти прогнозируются в 2019 году в размере 983,7 млн. сомов, на 2020-2021 годы в сумме 1 053,3 млн. сомов и 1 128,3 млн. сомов, соответственно. Сборы роялти, за исключением стратегических полезных ископаемых (золото, нефть, газ), зачисляются в республиканский бюджет – 50 %, в местные бюджеты – 50 %.  

Стимулирующие (долевые) гранты
    Стимулирующие (долевые) гранты направляются на реализацию приоритетных проектов по финансированию ремонта, реконструкции и благоустройства, строительства и реконструкции вспомогательных и дополнительных объектов учреждений образования, здравоохранения, культуры, спорта, жилищно-коммунального, сельского, водного хозяйства и других объектов и предоставляются в виде софинансирования для реализации проектов, в дополнение к мобилизованным ресурсам местных бюджетов, международных организаций и иных субъектов.
Основными задачами по совершенствованию и развитию финансирования проектов за счет стимулирующих (долевых) грантов на среднесрочный период являются: 
    - социальная мобилизация граждан, заинтересованных в совместном планировании местного развития в определение приоритетности проектов;
     - внедрение порядка подготовки и реализации проектов;
      - упорядочение процедурных вопросов по рассмотрению и отбору проектов, 
           - отбор проектов на основе критериев по балльной системе;
     - внедрение системы мониторинга и оценки проектов с привлечением представителей: органов местного самоуправления, заинтересованных сторон и бенефициаров, а также территориальных органов по управлению государственными финансами.
    Реализация вышеотмеченных задач позволит обеспечить прозрачность механизма стимулирующего (долевого) гранта и внести значительный вклад в развитие регионов.
    В Законе Кыргызской Республики «О республиканском бюджете Кыргызской Республики на 2017 год и прогнозе на 2018-2019 годы» по статье стимулирующие (долевые) гранты предусмотрено – 500 000 тыс. сомов. Согласно Протоколу заседания Комиссии по утверждению проектов за счет стимулирующих (долевых) грантов на реализацию в 2017 году утверждены 210 проектов. 
В Законе Кыргызской Республики «О республиканском бюджете Кыргызской Республики  на 2018 год и прогнозе на 2019-2020 годы» по статье стимулирующие (долевые) гранты предусмотрено – 500 000 тыс. сомов. Согласно Протоколу заседания Комиссии по утверждению проектов за счет стимулирующих (долевых) грантов на реализацию в 2018 году утверждены 213 проектов. 
Проекты, поступающие на получение стимулирующих (долевых) грантов, являются краткосрочными  (завершаются в текущем году) и направлены в основном на улучшение объектов инфраструктуры органов местного самоуправления.
В 2017 году на получение стимулирующих (долевых) грантов поступило заявок в количестве 225 проектов на общую сумму  670 628,4 тыс.сомов, из них:  собственные средства органов местного самоуправления  144 835,9 тыс. сомов; потребность в стимулирующих (долевых) грантах  525 792,5 тыс. сомов.
В 2018 году на получение стимулирующих (долевых) грантов поступило заявок в количестве 292 проекта на общую сумму  909 629,0 тыс. сомов, из них:  собственные средства органов местного самоуправления  199 589,7 тыс. сомов; потребность в стимулирующих (долевых) грантах  710 039,7 тыс. сомов.
 Проекты, поступающие на получение стимулирующих (долевых) грантов, должны соответствовать требованиям Положения об отборе и финансировании проектов за счет стимулирующих (долевых) грантов. 
Перечень проектов на получение стимулирующих (долевых) грантов на 2018 год составлен на основании решений комиссий по отбору проектов на уровне районов, городов областного значения и в соответствии с объемами квот.
Расходы стимулирующих грантов на 2019 год предусмотрены в сумме 600 млн. сомов, на 2020 год 700 млн. сомов и на 2021 год 800 млн. сомов.

местные бюджеты в разрезе айылных аймаков
 

 

Вверх